Поддерживая маму, вы помогаете ребёнку с инвалидностью не попасть в интернат, где его состояние гарантированно ухудшится.
Помогите особенному ребенку расти в родной семье. Узнайте, как подаренный вами час предупредит сиротство.
*На этой странице вы найдёте начальную информацию об особенностях детей с инвалидностью. Для полноценной регулярной помощи необходимо изучить тему глубже и получить специальные навыки.
Воспитывая ребёнка с инвалидностью, мама 24/7 находится наедине с малышом и своей проблемой. Постоянно живя в режиме ребёнка, мама часто не спит, не выходит из дома неделями, не может оформить пособия, пойти учиться и работать, заниматься собственным здоровьем и полноценно ухаживать за другими членами семьи. А думать о хобби, прогулках и встречах с друзьями даже не приходится.
Зато мама часто думает о том, что будет с ребёнком после неё. Она разрывается между каждодневным уходом за ним и возможностью сдать своего малыша в психоневрологический интернат. Исследованиями подтверждено, что там его здоровье ухудшится и вскоре даже с нетяжёлой формой инвалидности он станет недееспособным.
Для каждой такой семьи няня просто необходима. Государственная сиделка приходит лишь на 4 часа в месяц, а пенсии по инвалидности на няню точно не хватит. Поддерживая мам в проекте «Ищу няню!», мы помогаем детям с инвалидностью оставаться в родной семье и не попасть в интернат.
Помочь особенной семье может каждый!
Предложите свою помощь маме и приходите в гости на пару предварительных знакомств с малышом. Посидите с особенным ребёнком: его мама передохнёт, вы совершите доброе дело, а ребёнок получит опыт нового общения, которого ему так не хватает. Случится главное — семья почувствует, что не одинока!
Если вы хотите помочь
Что нужно сделать заранее:
1.Узнайте у мамы по телефону:
- как обращаться к ребенку
- как ребёнку вас представила мама — тётей, соседкой, маминой подругой
- что делать, если ребенок попросит есть/пить
- как помочь ребенку с туалетом
- где сменная одежда на всякий случай
- об особенностях и интересах ребенка, на которые нужно обратить внимание в первую очередь
- телефон другого родственника для связи на крайний случай.
Телефонный разговор должен быть коротким, чтобы не отвлекать маму и тем самым не настроить ребенка против себя. Лучше получите информацию за 2-3 звонка. |
2.Придите в гости и побудьте как наблюдатель: попробуйте обратить внимание на все особенности в отношениях «ребёнок-взрослый». Чтобы, оставшись наедине, максимально воспроизвести привычный ребёнку порядок общения.
Теперь можно ненадолго заменить маму!
Чем заняться с ребенком?
Самую достоверную информацию вы получите от мамы, но вот несколько общих рекомендаций:
- каждый ребенок индивидуален! Что подходит одному, может совершенно не подойти другому ребёнку с таким же диагнозом.
- наблюдайте за ребёнком: так вы сможете вовремя включиться в его игру или переключиться на другую.
- не настаивайте на игре, в которую ребёнок не хочет играть.
- хвалите даже за маленькие успехи и не акцентируйте внимание на негативном поведении — вскоре ребенку понравится вести себя хорошо!
Ребенок с синдромом Дауна
Лучшие игры
- Возьмите 3-4 пары носков или варежек. Разложите в ряд из каждой пары по одному и попросите ребенка найти пару.
- Возьмите 3-4 карточки с изображением фруктов, мебели, животных или др. Покажите ребёнку, затем переверните и спросите: «Где лиса? Ананас? Стол?»
- Спрячьте 3-4 игрушки в разных местах комнаты на глазах у ребёнка и попросите его найти их.
Особенности общения
- Эти дети очень исполнительные: они привыкли жить по определенному распорядку и его нужно сохранять. Они немного младше своих лет и чуть медленнее нормотипичных детей, поэтому не стоит торопить их в разговоре и в реакциях. Дети с синдромом Дауна очень доброжелательные, но иногда могут быть капризные. Узнайте, как обычно мама реагирует на их капризы.
- Обращайте внимание на жесты и мимику ребёнка и старайтесь быть эмоционально отзывчивыми: посмейтесь и погрустите вместе — пусть ребёнок чувствует, что рядом друг, который с ним на одной волне.
Ребенок с РАС (расстройства аутистического спектра)
Лучшие игры
- Пазлы
- Конструкторы (строить дома, возить между ними машины и т. д)
- Ролевые игры (куклы, животные на ферме)
- Физическая активность — прыжки, хлопки в ладоши
Особенности общения
- Эти дети трудно идут на контакт с новыми людьми: нужно несколько раз встретиться с ребенком в присутствие мамы, чтобы он начал доверять няне.
- Как можно меньше используйте телесные прикосновения с детьми с аутизмом.
- Говорите, тихим спокойным голосом, поменьше эмоций. Если контакт установлен, ребёнок с удовольствием будет повторять ваши слова, движения.
- В игре проговаривайте, что вы с ребёнком сейчас делаете. Сопровождайте свою речь невербальной коммуникаций.
- Не давите на ребенка, не уговаривайте и не повышайте голос: это никогда не принесет желаемого результата.
- Не перекладывайте его игрушки и не меняйте ход игры быстро.
- Если ребенок проявил агрессию, лучше оставить его в покое и посидеть молча. Если ребенок может причинить вред себе либо окружающим, возможно его удерживать физически: удобнее всего сзади, придавив к себе спиной.
Ребенок с ДЦП
Лучшие игры
Всё зависит от тяжести заболевания.
Если ребенок сидит, говорит, может делать что-то то руками, обсудите, чем бы он хотел заняться. Таким детям полезны игры для развития мелкой моторики рук, от таких игр развивается и речь.
- Настольные игры, конструкторы и т. д. Некоторые дети любят, когда с ними лепят из пластилина или рисуют, но обязательно рукой ребёнка в руке взрослого.
- Покажите ребёнку карточки с картинками. Пусть он расскажет, что изображено на картинке, какого цвета, размера, формы.
- Насыпьте в контейнер фасоль, макароны, гречку или рис. Пусть ребенок пересыпает их и слушает звуки, которые при этом получаются. Можно закопать в этом «песке» какую- то игрушку, а потом пытаться её достать.
Если ребенок лежачий, неговорящий, не удерживает предметы в руках, почитайте ему, покажите кукольный театр, рассматривайте иллюстрации, пойте ребенку, листайте станицы его рукой, касаясь предметов и называя их. Посмотрите любимые мультики.
Некоторые дети не могут двигаться совсем и не понимают, кто рядом с ними. В этом случае стоит просто побыть рядом, подержать за руку. Пусть ребенок чувствует, что рядом кто-то есть, что он не один.
Особенности общения
- Дети с ДЦП очень индивидуальны. Такой ребёнок отличается повышенной утомляемостью. Поэтому важно активно поощрять его за каждое, казалось бы, обычное действие. Ребенку скорее захочется повторить то, за что его похвалили: «Сел сам, без помощи, молодец!»
- Между играми делайте перерыв, хотя бы 10 мин. Дети с ДЦП часто отвлекаются, и даже ненадолго удержать их внимание трудно.
- Для таких детей важна физическая активность и тактильные контакты — прикосновения, объятия (но всё индивидуально). Если ребенок не готов к телесному контакту с вами, вы это сразу поймёте.
Надеемся, что эта информация станет первым шагом для реальной помощи семье особенного ребёнка.
Вы можете помочь проекту «Ищу няню!» благотворительным пожертвованием, и тогда за ребёнком присмотрит специально обученная, профессиональная няня. Еще одна семья получит помощь надежного друга, на которого можно положиться и немного передохнуть.